Главная » Статьи » Статьи

Минск… лето… другое кино…
7, 8, 9 июля 2003 г. в кинотеатре «Победа» прошла программа-ретроспектива фильмов-участников Международного фестиваля женского кино в Минске показа фильмов «Минск… Лето…. Другое кино…».

Что такое другое кино? Сделанное не в Голливуде, некоммерческое, авангардное, экспериментальное, андеграундное? Да, но это также и кино документальное (во всем многообразии его традиций – от «киноправды» до «cinema verité» и далее); это кино, провоцирующее мысль, изобретающее свой язык, нащупывающее болевые точки и сложные вопросы, заставляющее вглядеться в лица обычных людей и увидеть их проблемы, дающее возможность прикоснуться к другой жизни, которая остается по большей части «невидимой» не только для художественного кино, но и для традиционной документалистики. Эта жизнь выглядит «экзотической» для среднего белорусского зрителя как в плане региональном (в программе представлены фильмы из республик Средней Азии, Закавказья, Афганистана), так и проблемном (проблемы женского лидерства, материнства, насилия в семье и т.д.). Одной из наших задач как раз и является внесение этой «экзотики» в постоянную повестку дня в качестве насущных, повседневных проблем, выведение целого ряда культурных феноменов и практик из «невидимых» зон культуры.

Минск трудно назвать кинематографической столицей – кинотеатров мало, репертуар бедный (с преобладанием американского трэша), другое кино смотреть негде, тем более летом… Данный кинопоказ – это своего рода мини-фестиваль (без жюри и призов) постсоветского документального кино. Тематически все фильмы, включенные в программу показа, представляют собой анализ различных моделей гендерных отношений, мужских и женских ролей и занятий, форм социализации детей в контексте социально-экономических преобразований постсоветского периода. Различны жанры и киностилистика представляемых фильмов, но их объединяет концептуальное стремление хотя бы местами прорвать профессионально-глянцевую поверхность официального телеэкрана и перебить банально-журналистский дискурс о женщине и культуре, позиционировать женщину как «первое лицо» (обладающее правом принятия решений, голоса, саморепрезентации) в том числе и в тех ситуациях, в которых она традиционно представляется вообще обезличенной.


Основу программы кинопоказа составляют фильмы, созданные в рамках уникального проекта «Люди и роли: Гендерный формат», который осуществлялся в течение трех лет в 12 постсоветских странах при содействии координаторов Женских программ Института «Открытое общество». Презентация проекта и премьерный показ фильмов из этой коллекции состоялся в мае в Москве, многие фильмы были уже показаны на различных международных кинофестивалях и национальных телевизионных каналах. Эстонский и азербайджанский фильмы получили национальные награды в номинации «Лучший документальный фильм года». Эти фильмы раскрывают политические и социально-экономические аспекты гендерных проблем на постсоветском пространстве, они заставляют задуматься о стереотипах сознания, неравенстве возможностей, о нарушениях прав человека, издержках патриархата, поисках новых стратегий женской самореализации. Необычно в этих фильмах то, что каждый из них представляет собой результат совместного творчества сценаристов, режиссеров, гендерных теоретиков, координаторов Женской сетевой программы Института «Открытое общество». Кроме того, в программу включены два армянских фильма о репрезентациях женщины в визуальной культуре и несколько белорусских фильмов – экспериментальный фильм Карины Антипенко и три фильма, созданные в Европейском гуманитарном университете в рамках проекта Программы развития ООН в РБ «Женское лидерство». Кинопоказ завершается фильмом, снятым французскими и афганскими кинематографистками. «Афганистан без чадры» произвел сенсацию во время премьерных показов в Германии, Франции, США в апреле 2003 года, поскольку это действительно первый фильм о женщинах Афганистана созданный женщинами, впервые за много лет снявшими чадру и взявшими в руки камеру…


ЖЕЛАЮ СЕМЬ СЫНОВЕЙ И ОДНУ ДОЧЬ
Азербайджан, 2002, 25’55”
Режиссер – Али-Иса Джаббаров; автор сценария – Мила Фарадзулаева
Жестокие законы патриархатной семьи. Здесь ждут мальчиков и не хотят девочек.

НЕВИДИМКИ
Грузия, 2003, 26’00”
Режиссер и автор сценария – Лиана Джакели
Всего в 50 километрах от Тбилиси девочки из замкнутой азербайджанской общины перестают ходить в школу в 14-15 лет. Кто-то уже выдан замуж, кого-то вскоре похитят. В любом случае, образование считается для них неуместным излишеством.

У СЛИЯНИЯ ДВУХ РОДНИКОВ, КРАСНЫЕ БАБОЧКИ
Кыргызстан, 2002, 14’10”
Режиссеры - Гаухар Сыдыкова, Дилия Рузиева; Авторы сценария – Гаухар Сыдыкова, Дилия Рузиева, Светлана Суслова.
60-летняя народная художница из горного села стала героиней журнала Elle и обеспечивает работой односельчан.

ЗАВТРА БУДЕТ ЛУЧШЕ?
Литва, 2003, 39’35”
Режиссер – Моника Юозапавичюте; автор сценария – Виолетта Баублене
Четыре судьбы женщин независимой Литвы. Политолог, мелкий предприниматель, актриса и фермер с одинаковыми трудностями, но с разным успехом ищут свой путь в новой реальности.

УЗОРЫ НА ШЕЛКЕ
Монголия, 2003, 26’30”
Режиссер и автор сценария - Уранчимэг Нансалмаа
80 процентов монгольских студентов – девушки. Однако, высокий уровень образования никак не спасает их от судьбы домохозяек на родине или чернорабочих в эмиграции.

ЖИВЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ
Таджикистан, 2002, 26’16”
Режиссер - Орзу Шарипов
Авторы сценария - Азимджон Аминов, Орзу Шарипов, Георгий Дзаллаев
Женщины отбывают огромные тюремные сроки за то, что, спасая семьи от голода, перевозят в себе, как в живых контейнерах, героин.

ПОДЕНЩИЦЫ
Узбекистан, 2002, 21’06”
Автор сценария и режиссер - Фуркатбек Яквалходжиев
Отверженные семьей и обществом женщины лишаются всех прав и обречены на позор невольничьего рынка.

ВЛАСТЬ - ЖЕНСКОГО РОДА
Украина, 2003, 22’35”
Режиссеры - Нина Рудик, Влад Гелло; Авторы сценария – Виктор Варницкий, Татьяна Ляховецкая, Тамара Куцай
Украинская женщина традиционно активна и в семье, и на селе, и в деловой сфере. Но женские политические проекты в независимой Украине остаются чисто декоративными доказательствами ее приобщения к демократии европейского образца.

ЦВЕТ ОТЧИЗНЫ
Эстония, 2001, 50’55”
Режиссеры и авторы сценария – Яак Кильми, Андрес Маймик
Две героини, два примера для молодых эстонок , экс-«мисс Эстония», продюсирующая конкурсы красоты, и вождь детского националистического движения, казалось бы, воплощают враждебные друг другу ценности. На самом деле они тиражируют одни и те же стереотипы патриархата.

ЖЕНСКОЕ ЛИДЕРСТВО: ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Беларусь, 2003, 45’
Над фильмом работали: А.Горных, Ю.Стаюничев, А.Пигальская
Фильмы о женщинах, добивши[ся успеха в продвижении по социально-статусной лестнице (женщины-политики, менеджеры, директора) размышляют о природе, формах, особенностях женского лидерства, о трудностях и стереотипах, существующих на этом пути.

"ЛИЦЕВАЯ … ИЗНАНОЧНАЯ»
Беларусь, 2000, 23'
Режиссер: Карина Антипенко
Автор сценария и режиссер: Карина Антипенко
Загляните в потайные комнаты женского подсознания.
Убедитесь в действенности «спицетерапии».
Проследите как музы изучают друг друга.
Это фильм – духи.
Сознание, боязнь заглянуть в бездну пристально изучает реальность. Реальность не оправдывает надежд сознания: вышибаются «столбы опоры» из под шаткого моста, связывающего «Я» с остальным миром. «Они» вынуждены создавать параллельную реальность….
Это фильм, в котором живут духи женского подсознания. Женщины чувствуют иначе… особенно в городе, где не существуют мужчин.

ГОЛОСА
Армения, 2002, 15’
Автор сценария и режиссер: Мариам Оганян
Фильм "Голоса” – есть представление или озвучание своих работ женщинами-художницами, что позволяет поднять такие проблемы как женщина и общество, женская идентичность, сексуальность. Фильм основан на работах, представленных на выставке "Армянское Женское Искусство” в Августе 2002г.

От монолога к диалогу
Армения, 2000, 20’
Автор сценария и режиссер: Мариам Оганян
Фильм "От монолога к диалогу” / "Отражение трансформации гендерных ролей в обществе через кино” / есть гендерный анализ армянской кинематографии. Он был смонтирован из фрагментов наиболее значительных и популярных армянских фильмов; в нем проанализировано изменение изображения армянской женщины в кинематографе на протяжении семидесяти лет.
Категория: Статьи | Добавил: aa2 (23.03.2012)
Просмотров: 833 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
ев мне рипнуть не удалось: по скольку такое не сделать на uCoz, но я поставил форму как на DLE. -->
Добавить комментарий