Главная » Статьи » Статьи |
Минск… лето… другое кино…
7, 8, 9 июля 2003 г. в кинотеатре «Победа» прошла программа-ретроспектива фильмов-участников Международного фестиваля женского кино в Минске показа фильмов «Минск… Лето…. Другое кино…». Что такое другое кино? Сделанное не в Голливуде, некоммерческое, авангардное, экспериментальное, андеграундное? Да, но это также и кино документальное (во всем многообразии его традиций – от «киноправды» до «cinema verité» и далее); это кино, провоцирующее мысль, изобретающее свой язык, нащупывающее болевые точки и сложные вопросы, заставляющее вглядеться в лица обычных людей и увидеть их проблемы, дающее возможность прикоснуться к другой жизни, которая остается по большей части «невидимой» не только для художественного кино, но и для традиционной документалистики. Эта жизнь выглядит «экзотической» для среднего белорусского зрителя как в плане региональном (в программе представлены фильмы из республик Средней Азии, Закавказья, Афганистана), так и проблемном (проблемы женского лидерства, материнства, насилия в семье и т.д.). Одной из наших задач как раз и является внесение этой «экзотики» в постоянную повестку дня в качестве насущных, повседневных проблем, выведение целого ряда культурных феноменов и практик из «невидимых» зон культуры. Минск трудно назвать кинематографической столицей – кинотеатров мало, репертуар бедный (с преобладанием американского трэша), другое кино смотреть негде, тем более летом… Данный кинопоказ – это своего рода мини-фестиваль (без жюри и призов) постсоветского документального кино. Тематически все фильмы, включенные в программу показа, представляют собой анализ различных моделей гендерных отношений, мужских и женских ролей и занятий, форм социализации детей в контексте социально-экономических преобразований постсоветского периода. Различны жанры и киностилистика представляемых фильмов, но их объединяет концептуальное стремление хотя бы местами прорвать профессионально-глянцевую поверхность официального телеэкрана и перебить банально-журналистский дискурс о женщине и культуре, позиционировать женщину как «первое лицо» (обладающее правом принятия решений, голоса, саморепрезентации) в том числе и в тех ситуациях, в которых она традиционно представляется вообще обезличенной. Основу программы кинопоказа составляют фильмы, созданные в рамках уникального проекта «Люди и роли: Гендерный формат», который осуществлялся в течение трех лет в 12 постсоветских странах при содействии координаторов Женских программ Института «Открытое общество». Презентация проекта и премьерный показ фильмов из этой коллекции состоялся в мае в Москве, многие фильмы были уже показаны на различных международных кинофестивалях и национальных телевизионных каналах. Эстонский и азербайджанский фильмы получили национальные награды в номинации «Лучший документальный фильм года». Эти фильмы раскрывают политические и социально-экономические аспекты гендерных проблем на постсоветском пространстве, они заставляют задуматься о стереотипах сознания, неравенстве возможностей, о нарушениях прав человека, издержках патриархата, поисках новых стратегий женской самореализации. Необычно в этих фильмах то, что каждый из них представляет собой результат совместного творчества сценаристов, режиссеров, гендерных теоретиков, координаторов Женской сетевой программы Института «Открытое общество». Кроме того, в программу включены два армянских фильма о репрезентациях женщины в визуальной культуре и несколько белорусских фильмов – экспериментальный фильм Карины Антипенко и три фильма, созданные в Европейском гуманитарном университете в рамках проекта Программы развития ООН в РБ «Женское лидерство». Кинопоказ завершается фильмом, снятым французскими и афганскими кинематографистками. «Афганистан без чадры» произвел сенсацию во время премьерных показов в Германии, Франции, США в апреле 2003 года, поскольку это действительно первый фильм о женщинах Афганистана созданный женщинами, впервые за много лет снявшими чадру и взявшими в руки камеру… ЖЕЛАЮ СЕМЬ СЫНОВЕЙ И ОДНУ ДОЧЬ Азербайджан, 2002, 25’55” Режиссер – Али-Иса Джаббаров; автор сценария – Мила Фарадзулаева Жестокие законы патриархатной семьи. Здесь ждут мальчиков и не хотят девочек. НЕВИДИМКИ Грузия, 2003, 26’00” Режиссер и автор сценария – Лиана Джакели Всего в 50 километрах от Тбилиси девочки из замкнутой азербайджанской общины перестают ходить в школу в 14-15 лет. Кто-то уже выдан замуж, кого-то вскоре похитят. В любом случае, образование считается для них неуместным излишеством. У СЛИЯНИЯ ДВУХ РОДНИКОВ, КРАСНЫЕ БАБОЧКИ Кыргызстан, 2002, 14’10” Режиссеры - Гаухар Сыдыкова, Дилия Рузиева; Авторы сценария – Гаухар Сыдыкова, Дилия Рузиева, Светлана Суслова. 60-летняя народная художница из горного села стала героиней журнала Elle и обеспечивает работой односельчан. ЗАВТРА БУДЕТ ЛУЧШЕ? Литва, 2003, 39’35” Режиссер – Моника Юозапавичюте; автор сценария – Виолетта Баублене Четыре судьбы женщин независимой Литвы. Политолог, мелкий предприниматель, актриса и фермер с одинаковыми трудностями, но с разным успехом ищут свой путь в новой реальности. УЗОРЫ НА ШЕЛКЕ Монголия, 2003, 26’30” Режиссер и автор сценария - Уранчимэг Нансалмаа 80 процентов монгольских студентов – девушки. Однако, высокий уровень образования никак не спасает их от судьбы домохозяек на родине или чернорабочих в эмиграции. ЖИВЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ Таджикистан, 2002, 26’16” Режиссер - Орзу Шарипов Авторы сценария - Азимджон Аминов, Орзу Шарипов, Георгий Дзаллаев Женщины отбывают огромные тюремные сроки за то, что, спасая семьи от голода, перевозят в себе, как в живых контейнерах, героин. ПОДЕНЩИЦЫ Узбекистан, 2002, 21’06” Автор сценария и режиссер - Фуркатбек Яквалходжиев Отверженные семьей и обществом женщины лишаются всех прав и обречены на позор невольничьего рынка. ВЛАСТЬ - ЖЕНСКОГО РОДА Украина, 2003, 22’35” Режиссеры - Нина Рудик, Влад Гелло; Авторы сценария – Виктор Варницкий, Татьяна Ляховецкая, Тамара Куцай Украинская женщина традиционно активна и в семье, и на селе, и в деловой сфере. Но женские политические проекты в независимой Украине остаются чисто декоративными доказательствами ее приобщения к демократии европейского образца. ЦВЕТ ОТЧИЗНЫ Эстония, 2001, 50’55” Режиссеры и авторы сценария – Яак Кильми, Андрес Маймик Две героини, два примера для молодых эстонок , экс-«мисс Эстония», продюсирующая конкурсы красоты, и вождь детского националистического движения, казалось бы, воплощают враждебные друг другу ценности. На самом деле они тиражируют одни и те же стереотипы патриархата. ЖЕНСКОЕ ЛИДЕРСТВО: ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА Беларусь, 2003, 45’ Над фильмом работали: А.Горных, Ю.Стаюничев, А.Пигальская Фильмы о женщинах, добивши[ся успеха в продвижении по социально-статусной лестнице (женщины-политики, менеджеры, директора) размышляют о природе, формах, особенностях женского лидерства, о трудностях и стереотипах, существующих на этом пути. "ЛИЦЕВАЯ … ИЗНАНОЧНАЯ» Беларусь, 2000, 23' Режиссер: Карина Антипенко Автор сценария и режиссер: Карина Антипенко Загляните в потайные комнаты женского подсознания. Убедитесь в действенности «спицетерапии». Проследите как музы изучают друг друга. Это фильм – духи. Сознание, боязнь заглянуть в бездну пристально изучает реальность. Реальность не оправдывает надежд сознания: вышибаются «столбы опоры» из под шаткого моста, связывающего «Я» с остальным миром. «Они» вынуждены создавать параллельную реальность…. Это фильм, в котором живут духи женского подсознания. Женщины чувствуют иначе… особенно в городе, где не существуют мужчин. ГОЛОСА Армения, 2002, 15’ Автор сценария и режиссер: Мариам Оганян Фильм "Голоса” – есть представление или озвучание своих работ женщинами-художницами, что позволяет поднять такие проблемы как женщина и общество, женская идентичность, сексуальность. Фильм основан на работах, представленных на выставке "Армянское Женское Искусство” в Августе 2002г. От монолога к диалогу Армения, 2000, 20’ Автор сценария и режиссер: Мариам Оганян Фильм "От монолога к диалогу” / "Отражение трансформации гендерных ролей в обществе через кино” / есть гендерный анализ армянской кинематографии. Он был смонтирован из фрагментов наиболее значительных и популярных армянских фильмов; в нем проанализировано изменение изображения армянской женщины в кинематографе на протяжении семидесяти лет. | |
Просмотров: 836 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |