Главная » Статьи » Статьи

Кино в Казахстане
В Таджикистане роковую роль в судьбе отечественного кино сыграла Гражданская война. Она лишила страну очень многого, в первую очередь, жизненно необходимого. Когда все кругом стреляют друг в друга, музы обречены на немоту. В таджикских фильмах первого десятилетия независимости много «драйва», фильмы «Кош ба кош» и «Лунный папа» Бахтиёра Худойназарова, «Полет пчелы» Джамшеда Усмонова – это жгучая смесь тревоги, обреченности, хаоса и одновременно нежности, щемящей грусти, влюбленности, отчаяния и безнадежности.

Старт независимости был фееричным, таджикское кино внушало большие надежды синефилам. Документальные фильмы Орзу Шарипова, Майрам Юсуповой точно передавали напряженную атмосферу того времени. После войны таджикское кино с трудом обретает себя в новых реалиях. Студия разрушена. Государству важнее восстановить народное хозяйство, на кинофильмы бюджет страны не рассчитан. Кадры утеряны: именитые режиссеры эмигрировали – в дальнее и ближнее зарубежье. В Москве много лет ежегодно проводится Форум национальных кинематографий, где каждая бывшая республика СССР предъявляет свою продукцию. Таджикистан на форуме несколько лет подряд не показывал игровых полнометражных лент – их попросту не было.
Таджикское кино живет!

Тем не менее, усилиями прежде всего энтузиастов и благодаря грантам международных организаций, а в последний год – собственному ТВ, кино здесь живо. Это малобюджетное, порой смахивающее на хоум-видео, самодеятельное, но при этом – по-настоящему живое, затрагивающее современные темы кино. «Календарь ожидания» Сафарбека Солиева – о русском мужике, прожившем многие годы в Таджикистане и после развала Союза приехавшем вновь, чтобы собрать справки для начисления стажа и пенсии и заодно навестить могилы родных. Игровая картина, но словно снятая хроника сегодняшних дней – абсолютно узнаваемый абсурд – наивная, бесхитростная, насквозь бытовая, но в редких кадрах и репликах она поднимается до бытийного уровня.
"11 000 км от Нью-Йорка"

Документальные фильмы последних лет, снятые таджикскими режиссерами, пожалуй, лучшие в нашем регионе. Майрам Юсупова, живущая в Москве, сняла фильм о гастарбайтерах; судьбы всех приезжих чернорабочих в российской столице незавидны, но на долю таджикских гастарбайтеров достается самый тяжелый, самый грязный и неблагодарный труд, и ее фильм – потрясающий документ времени. Орзу Шарипов снял фильм о судьбе афганских беженцев «11000 км от Нью-Йорка» – десятки часов отснятого материала в итоге превратились в притчу библейского размаха. А фильм «Хлеб Раштона» Шодди Салеха сделан с таким вниманием и любовью к деталям, со столь бережным отношением к происходящему в кадре сотворению хлеба, что картину воспринимаешь как бетховенскую оду «К радости» по отношению к главному продукту на земле.
Фабрика грез

Честное и правдивое кино – таким было все эти годы таджикское кино. Ныне оно, кажется, пытается сменить парадигму: стать местной фабрикой грез хотя бы в малом формате – во всяком случае, симптоматично, что в 2009-м году по заказу телевидения снят фильм-сказка. Символично, что картина Раджабали Пирова называется «Жизнь»: жених не хочет расставаться с погибшей невестой и неожиданно находит старинный рецепт оживления. Но ожившая невеста предпочтет постаревшему жениху молодого, но в итоге вернется, поскольку он – благодаря горным травам – сумеет вернуть себе молодость. Незамысловатая и древняя история про живую воду и молодильные яблоки в Таджикистане имела успех – зритель устал от суровых будней и жаждет сказки. Это новая грань современного таджикского кино – зрительского и коммерческого.

Самое главное, как говорят сами таджикские кинематографисты – кино всё же снимается. Значит, жизнь вошла в мирную колею – после ужаса гражданской войны и ежедневной угрозы смерти остальные трудности преодолимы. В Таджикистане раз в два года проходит Международный кинофестиваль «Дидор», в котором помимо региональной азиатской программы традиционно представляется продукция кинематографистов фарсиязычных стран – это Иран, Афганистан, Таджикистан. По инициативе кинематографистов-энтузиастов действует, правда, не регулярно, собственная киношкола Утраченные традиции – с трудом, преодолевая безденежье и непрофессионализм неофитов-фильммейкеров, восстанавливаются: здесь налицо страстное желание делать собственное кино. Свидетельство этого – в прошлом году здесь – впервые с момента независимости страны (!) – снят фильм на 35-милиметровую пленку – «Истинный полдень» Носира Саидова – который сегодня с успехом идет на фестивалях мира.
Категория: Статьи | Добавил: aa2 (23.03.2012)
Просмотров: 318 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
ев мне рипнуть не удалось: по скольку такое не сделать на uCoz, но я поставил форму как на DLE. -->
Добавить комментарий